Домой   Добавить в избранное  Заказ путевок     Детские лагеря    Школа вожатых    Контакты   Карта сайта  
Детский отдых в подмосковье, Детский лагерь в Подмосковье
Контакты Форум Статьи Заказ путевок НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Лагерь в школьные каникулы, Центр обучения детей Планета Будущего, Работа для вожатых, тренеров, волонтеров, инструкторов, Подготовка и обучение вожатых, диджеев, аниматоров
Летний лагерь Лагерь в Подмосковье подготовка вожатых путевки в лагерь лагерь на каникулы


О ПРОЕКТЕ
НАШИ ПРОГРАММЫ
НАШИ ЛАГЕРЯ
ЗАЕЗДЫ ДЛЯ ГРУПП
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
ШКОЛА ВОЖАТЫХ
ЧЛЕНСТВО И СОТРУДНИЧЕСТВО
СБОР СРЕДСТВ
НАШИ ПАРТНЕРЫ
ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИИ
БЛОГИ
ВАКАНСИИ
Видео-сессии из лагеря
Планета будущего!

Для корректного отображения этого элемента вам необходимо установить FlashPlayer и включить в браузере Java Script.

Фотки. Получи Приз!

Конкурс рисунка





Официальный сайт Департамента образования г. Москвы


На правах рекламы

Администрация сайта не несет ответственности за подлинность и достоверность данной рекламы

НОВОСТИ
Занятия для детей и взрослых СЗАО - ушу, акробатика, танцы, шахматы, брейк, цигун, английский, русский для
иностранцев... Городской лагерь дневного пребывания СЗАО (от 7 до 15 лет).
Лагерь в каникулы - верховая езда...
НОВОСТИ
Инструкторские курсы. Семинары, стажировка. Повышение квалификации и переподготовка. Школа вожатых
(очно и дистанционно) Лицензия. Сертификаты и Дипломы. Работа.
тел. (495)740-09-43, (495)504-95-72.

Внимание!
Сохраняя традиции всеми полюбившегося лагеря "Салют" (Зеленый городок), мы предлагаем Вашему вниманию новую, более современную в оснащении базу для отдыха детей Пансионат "ИТАР-ТАСС" Пушкино!

ВЫ МОЖЕТЕ ПРИОБРЕСТИ ПУТЕВКУ НА СОКРАЩЕННЫЙ ЗАЕЗД.
ОПЛАТА ПО ФАКТУ ПРЕБЫВАНИЯ В ЛАГЕРЕ

ПРОГРАММА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ

Е. И. РОГОВ

Становление психологической службы в системе народного образования связа­но с оптимизацией процесса психиче­ского развития детей в различных усло­виях обучения и воспитания. Однако необходимая психологическая помощь традиционно оказывается лишь в связи с учебным (или воспитательным — в детском саду) процессом и в интер­вале учебного года; опыт работы школьного психолога в период школь­ных каникул пока еще очень мал. Сложилась парадоксальная ситуация, что именно в то время, когда имеются максимальные возможности для со­здания ребенку психологически благо­приятных условий для отдыха, возмож­ности для оказания полноценной пси­хологической помощи — он оказывается лишен их. Особенно отчетливо это проявляется в системе организованного детского отдыха и прежде всего в работе пионерских лагерей, которые оказались полностью лишены внимания психологов.
Все это настоятельно требует целе­направленной психолого-педагогиче­ской подготовки будущего персонала пионерского лагеря и обязательно вклю­чения в его структуру психологической службы, при разработке программы ко­торой необходимо использовать опыт, накопленный школьными психологами. Успех их деятельности обусловлен реализацией в работе с детьми резервов каждого возраста; развитием индиви­дуальных особенностей школьников, а также созданием благоприятного для ребенка психологического климата [2]. Применение данных принципов в усло­виях пионерского лагеря будет иметь своеобразное преломление. Поэтому, кроме индивидуально-психологических особенностей школьников, в работе психологической службы должны найти отражение и социально-психологиче­ские моменты. В отличие от школьной жизни, приезжая в пионерский лагерь, ребенок входит в новую для себя со­циальную общность (пионерский от­ряд) и эффективность его развития бу­дет во многом зависеть от того, насколь­ко данная общность заинтересована принимать проявления его индиви­дуальности и насколько успешно он интегрируется в ней. В связи с этим при разработке программы деятель­ности психолога в пионерском лагере необходимо также учитывать положе­ние о закономерности прохождения эта­пов утверждения индивидом себя как личности в новой социальной среде [4]. Кроме того здесь должны быть учтены колебания субъективных оценок эмо­ционально-психологического климата, экспериментально выявленные в усло­виях пионерского лагеря [3].
Выдвинутые посылки позволяют раз­бить всю работу психолога в пионер­ском лагере в соответствии с ее основ­ной направленностью на несколько условных периодов или этапов. Среди них можно выделить:
Подготовительный этап (от 14 до 21 дня до начала лагерной смены).
Цель: Обеспечение пионерского лаге­ря квалифицированным персоналом воспитателей, разработка программы психологической поддержки всех чле­нов лагерной дружины, психологиче­ское обоснование общих мероприятий.
Рекомендуемые методики и приемы: Личностные тесты; анкета интересов; оценка коммуникативных возможно­стей; беседа; лекции; деловые игры и др.
Деятельность психологической служ­бы на подготовительном этапе является одним из самых ответственных момен­тов, так как в зависимости от того, какая психологическая программа бу­дет реализована в этот короткий период, во многом зависит вся последующая жизнь пионерского лагеря. В связи с большим объемом работы на данном этапе целесообразно использовать по­мощь психологических хозрасчетных центров, отделений общества психоло­гов, кафедр психологии учебных заве­дений и т. д. Одной из первоочередных задач, стоящих перед психологической службой является психодиагностика и отбор сотрудников на должности воспи­тателей и вожатых пионерских отря­дов. При этом следует учитывать такие параметры как ценностные ориентации, коммуникативные качества, отношение к детям, а также соответствие личных интересов будущего сотрудника про­филю лагеря или данного конкретного отряда.
Дальнейшая работа проходит с со­трудниками, зачисленными в штат пио­нерского лагеря, так как именно им предстоит стать помощниками психоло­гической службы и проводниками ее влияния в отрядах. С целью повышения психологической культуры отобранный персонал обучается основам возрастной психологии и психологии детского кол­лектива по специальной программе, включающей лекции и практические занятия, построенные на игровых прин­ципах или по типу разбора сложных ситуаций, возможных в лагерной жиз­ни. Одновременно персонал изучает основы психической саморегуляции, приемы управления своим внутренним состоянием и состояниями детей.
Кроме того обязательным условием успешной работы психологической службы является понимание каждым сотрудником задач психолога в пионер­ском лагере, а также обучение воспита­телей простейшим навыкам-алгоритмам проведения первичных психологических обследований и формам передачи дан­ных в психологическую службу.
Психолог также должен принимать участие в оценке предполагаемых меро­приятий с целью последующей выдачи рекомендаций об их распределении в смене в соответствии с эмоциональной насыщенностью. Целесообразно также включение психологов в группу, отве­чающую за интерьер помещений с уче­том их функционального назначения. Вероятно, сюда же следует отнести встречу психолога с родителями детей, во время которой он сможет объяснить важность связи с домом посредством писем, как своеобразной психологи­ческой поддержки.
Этап формирования отрядов (с 1 по 3 день от начала смены).
Цель: Распределение детей по отря­дам, определение лидеров, организация интенсивного знакомства.
Рекомендуемые методики и приемы: Экспресс-методики (выявляющие тен­денции доминирования), беседа, наблю­дение, социометрия и т. д.
После приезда в пионерский лагерь наиболее общей психологической проб­лемой, стоящей перед его руководством, является разделение детей по отрядам. Естественно, что выбор классификации, по которой весь состав лагеря будет разбит по отрядам, должен быть осуще­ствлен еще на подготовительном этапе, в соответствии с этим психологическая служба должна подобрать в каждый конкретный отряд воспитателя и вожа­того, обладающих определенными уме­ниями и навыками, которые будут соот­ветствовать потребностям детей отоб­ранной группы.
Традиционно в качестве критерия дифференциации выступали возраст ребенка или класс, в котором он учит­ся. Конечно, нельзя не согласиться, что данный вид разделения является наиболее простым и удобным для воспи­тания. Однако при этом совершенно не учитывается то, что некоторые разно­возрастные дети давно знают друг дру­га, живут в одном дворе, учатся в одной школе или даже являются родственни­ками и живут в одной семье. Кроме того, определенные связи и отношения устанавливаются между ребятами по пути следования в лагерь, и это также может предопределить их стремление быть вместе. Естественно, что деление детей по взаимным симпатиям и тяготениям значительно сокращает период адаптации, сохраняет самооценку, по­вышает психологическую защищен­ность ребенка и поэтому в компании знакомых детей он чувствует себя менее одиноким. Другими способами образо­вания отрядов могут быть распреде­ление детей по интересам и увлече­ниям («певцы», «спортсмены», «худож­ники» и пр.), по территориальному признаку (общая школа, район, город) и пр.
Психолог должен заботиться о том, чтобы распределение детей по отрядам не было слишком жестким и однознач­ным. По крайней мере в первые три дня пребывания в пионерском лагере, если атмосфера группы не удовлетворя­ет их, то ребенок должен иметь возмож­ность перейти из одного отряда в дру­гой. Задачей психолога на этом этапе является помощь воспитателям в выяв­лении таких трудно адаптирующихся детей, выяснение их особенностей и, если это необходимо, то перевод их в другие отряды.
На этот же этап выпадает сложная задача выбора ребят, которые должны стать во главе отрядов и всей дружины. Важность этого момента обусловлена необходимостью определения подлинно­го лидера, способного в кратчайший срок завоевать авторитет у большин­ства ребят. Очень спорным является использование традиционного способа выдвижения на эти должности ребят, которые занимались подобным делом в школе, так как совершенно невозмож­но оценить объективность применяемого там принципа выборов и результаты их работы. Во избежании возможных конфликтов персоналу пионерского ла­геря под руководством психолога целе­сообразно опираться на известные в психологии методы выявления лидеров, а если лидеров окажется несколько, то следует устроить выборы.
Этап адаптации (с 3 по 6 день пребы­вания в пионерском лагере).
Цель: Определение детей, нуждаю­щихся в психологической коррекции. Выявление личностных особенностей детей. Разработка программ индиви­дуальных воздействий.
Рекомендуемые методики и приемы: Экспресс-методы оценки личности (проектный рисунок: тест Люшера или др.); методы оценки психологиче­ского климата в отряде (цветопись; анкета; школа или др.).
На втором этапе основная задача психологической службы — помочь воспитателям отряда определить инди­видуальные особенности ребят, выра­ботать к ним индивидуальный подход и добиться скорейшего сплочения в кол­лектив. Осуществление этого достигает­ся через проведение воспитателями отрядов массовых обследований ребят с помощью распространенных экспресс-методик. Одним их таких приемов явля­ется проективный рисунок: тесты «Не­существующее животное» или «Дом, дерево, человек». При этом воспита­тели, выступая в роли помощников пси­холога, отбирают совместно с ним те рисунки, на которых необходимо обра­тить особое внимание.
Не представляет сложности и прове­дение воспитателем на этом этапе опро­са детей в форме различных игр в вопро­сы и ответы с фиксацией наиболее не­обычных, неординарных реакций и по­следующим разбором их с психоло­гом. В психологической службе должны быть заготовлены алгоритмы выдачи ре­комендаций воспитателям по управле­нию отрядом на основе анализа полу­ченных данных.
По результатам массового опроса и наблюдениям воспитателей определяет­ся основной круг детей, с которыми непосредственно предстоит работать сотрудникам психологической службы. Прежде всего сюда включаются дети с повышенной тревожностью, неадек­ватной самооценкой, имеющие трудно­сти в общении, излишне агрессивные и вспыльчивые, с некоторыми расстрой­ствами познавательной сферы, дети с отклоняющимся поведением, имеющие различные комплексы, безответствен­ные, слабовольные, склонные к чрезмер­ной фантазии и вранью, с нарушен­ной адаптацией, нарушениями сна — в общем все те, кого за неделю пребыва­ния в пионерском лагере воспитатели условно зачислили в группу «трудных».
Этап индивидуализации (с 6 по 12 день пребывания в пионерском лаге­ре).
Цель: Контроль и коррекция психо­логического климата в отрядах. Инди­видуальная работа с выявленным кон­тингентом. Формирование психотера­певтических групп.
Рекомендуемые методики и приемы:
Методы оценки психологического кли­мата в отряде; углубленные методы исследования личности; беседа; убеж­дение; внушение.
Начало третьего этапа работы психо­логической службы совпадает со стаби­лизацией лагерной жизни, вхождением ее в относительно привычное спокой­ное русло. Здесь основное внимание уделяется контролю за уровнем психо­логического климата в отрядах. Для проведения данной процедуры психолог может использовать опыт А. Н. Лутошкина, апробированный в пионерском лагере «Комсорг», когда каждый ребе­нок ежедневно описывал свое эмоцио­нальное состояние с помощью цветописи [3]. Подобную оценку можно полу­чить и с помощью различных шкал, применяемых в соответствии с возраст­ными особенностями ребят.
Проводимый контроль эмоциональ­ной атмосферы в отрядах позволяет психологу прогнозировать дальнейшее развитие внутригрупповых процессов и соответствующим образом корректиро­вать их с помощью подбора и пере­становки лагерных мероприятий.
Параллельно психолог начинает психокоррекционную работу с детьми, имеющими различные отклонения. Сле­дует отметить, что, приступая к индиви­дуальной работе с детьми, сотрудники психологической службы должны нахо­диться на реалистических позициях и учитывать возможности кратковремен­ных психотерапевтических воздействий. Основной задачей индивидуальной ра­боты является установление довери­тельных отношений с ребятами, выявле­ние индивидуальных особенностей их отклонений и причин, вызвавших эти отклонения. Работа начинается с инди­видуальных встреч, бесед, выборе удоб­ного для каждого ребенка времени посещения психологической службы. В процессе индивидуальной работы пси­холог разрабатывает программы само­воспитания, рекомендует ребятам что читать, какие лагерные мероприятия им посещать необходимо в первую очередь, а во время каких им лучше прийти в кабинет к психологу на беседу или заняться другим, предложенным только им, делом. Естественно, что назначен­ные психологом мероприятия должны быть доведены до сведения воспитателей и вожатых отрядов. В конце третье­го этапа для проведения психокоррекционной работы с большой эффектив­ностью ребята объединяются в психо­терапевтические группы для дальней­ших занятий. Как правило, для сниже­ния уровня психологической напряжен­ности и улучшения процедуры само­анализа психолог рекомендует ребятам вести дневник самонаблюдения.
Этап интеграции (с 12 по 18 день пребывания в пионерском лагере).
Цель: Направление коллективной деятельности отрядов и работы психо­терапевтических групп. Коррекция отри­цательных психических состояний, выз­ванных длительным отсутствием дома.
Рекомендуемые методики и приемы: Методы оценки психологического кли­мата в отряде; беседа; внушение; игро­вая терапия; аутотренинг и др.
На этом этапе психолог все чаще сталкивается с отрицательными психи­ческими состояниями ребят, вызванны­ми длительным отрывом от дома. Особенно часто это встречается в млад­ших отрядах у детей, выросших в условиях постоянной родительской опе­ки. Таких ребят надо чаще привлекать к активному участию в лагерной жизни, тщательно следя за тем, чтобы дело было им по силам, не снижало, а, наобо­рот, повышало их самооценку.
Продолжается также работа по раз­витию коллективных взаимоотношений в отряде. Психолог организует контроль за тем, чтобы воспитатели не препят­ствовали проявлению ребятами инициа­тивы и чтобы весь отряд участвовал в обсуждении и выполнении выдвину­тых предложений. Психолог должен также содействовать созданию в дружи­не атмосферы нетерпимости к явлениям расхлябанности, неорганизованности, недисциплинированности со стороны от­дельных ребят. В данном случае психо­лог может помочь активу отряда найти наиболее яркие и легко запоминающие­ся правила, способные активизировать борьбу за организованность и коллекти­визм (например, в форме поговорок: «Один за всех — все за одного», «Ви­дишь, товарищ отстает — помоги» и т. д.). При этом необходимо помнить, что одним из самых сильных методов воздействия на ребят является общест­венное мнение. Значение общественно­го мнения как регулирующего и дис­циплинирующего фактора состоит прежде всего в том, что постоянно функционируя, оно становится усло­вием и средством воспитания сознатель­ной дисциплины, без которой невозмож­на общая работа, единые условия по достижению значимых целей, развитие и продвижение коллектива вперед. Именно психологическая служба долж­на занимать главенствующую позицию в формировании общественного мнения. Немаловажное значение здесь имеют совместные беседы, конференции, дис­путы, обсуждения кинофильмов.
Учитывая возраст ребят старших отрядов, психолог должен ориентиро­вать персонал пионерского лагеря на предвидение возможности возникнове­ния определенных отношений между мальчиками и девочками. Вероятно, следует удовлетворить взаимное любо­пытство ребят в беседах, рассматриваю­щих любовь как социальнопсихологический феномен, оценивая его основные характеристики, сравнивая уровень развития личности и ее способность к эмоциональному созвучию (к синтонности). Психологу следует раскрыть ребятам онтогенез и функции любви, ее влияние на психические и соматиче­ские состояния, на формирование лич­ности.
Ребята, отобранные для специальных занятий, на этом этапе включаются в группу, участвуя в тренинге общения, игровой психотерапии, осваивая ауто­тренинг.
Этап подготовки к расставанию (с 18 по 24 день от начала смены).
Цель: Повышение дисциплинирован­ности, анализ происшедших перемен, разработка программы дальнейшей деятельности персонала и самовоспита­ния ребят.
Рекомендуемые методики и приемы: Беседа; внушение; самоанализ; анкета-оценка лагерной жизни и др.
Как правило, именно на этот этап приходится наибольшее количество слу­чаев нарушений дисциплины, выхода ребят из-под контроля воспитателей. Соответственно психологом должны быть продуманы мероприятия, снимаю­щие психологическое состояние времен­ности пребывания, которое вызывается скорым отъездом и порождает излишнее возбуждение. Необходимо обеспечить, чтобы ребята сильнее ощутили свою общность, принадлежность одним и тем же идеалам и стремлениям. Они долж­ны почувствовать, что их тяга друг к другу усилится после расставания. Это заставит ребят задуматься о воз­можностях встреч вне лагеря, переписке между собой, о том, как хорошо бы организовать такие отношения в своей школе, классе, дворе.
В группе специальной психологиче­ской помощи в этот период проходят заключительные занятия, в ходе кото­рых ребята анализируют те сдвиги, ко­торые произошли в течение лагерной смены, разрабатывают индивидуальные программы дальнейшего самовоспита­ния. Действенность данной программы обеспечивается  созданием  прочной установки на положительный идеал, который бы сохранился у ребят долгое время и после того, как они покинут лагерь.
Одной из важнейших задач, стоящих перед психологической службой в конце лагерной смены, является выяснение того, что понравилось ребятам в лагере, что нет. Узнать их мнение поможет прямая откровенная беседа, короткая анкета или сочинение на данную тему. Анализ результатов подобного исследо­вания позволит руководству пионерско­го лагеря своевременно регулировать свои отношения с ребятами, намечая но­вые мероприятия и корректируя старые.
Помимо этого, в течение всего срока пребывания в пионерском лагере психо­лог должен предусмотреть ежедневные консультации сотрудников лагеря, орга­низацию в отрядах через воспитателей и вожатых игр и мероприятий с психо­логическим содержанием, развивающих как отдельные психические процессы, так и психологическую компетентность личности в целом; руководство лагер­ным кружком «Юный психолог»; подбор музыкальных произведений для лагер­ного радиовещания в соответствии с необходимым эмоциональным настроем и т. д.
Следует отметить, что приведенная выше программа работы психолога в пионерском лагере, естественно, не мо­жет охватить всего многообразия проб­лем, с которыми предстоит столкнуться психологической службе в лагере. Более того, как показала практическая апро­бация некоторых положений данной программы, разработанные и заплани­рованные психологической службой мероприятия должны гибко применять­ся к условиям каждого конкретного пионерского лагеря, при этом, одни из них могут значительно расширить свои временные рамки и углубить содержа­ние, а другие могут не проводить совсем. Использование данной программы поз­воляет предоставить соскальзывание деятельности практического психолога к работе по сложившемуся, к сожале­нию, стереотипу «скорой помощи». Программа работы психолога в пионер­ском лагере предназначена для опреде­ления основных направлений и последо­вательности этапов психодиагностики и психокоррекции ребят, прибывших на отдых с целью их максимального психи­ческого и личностного развития.

1. Алферов А. Д., Котова И. Б., Рогов Е. И., Мареев В. И. Методические рекомендации по организации психологической службы в школе. Ростов н/Д, 1987.
2. Дубровина И. В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопр. психол. 1988. № 5.
3. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.
4. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.

 








Вас интересует работа вожатым ? Приглашаем в Школу Вожатых! Занятия бесплатно!
Английский в Англии: обучение в международных центрах для детей от 9 до 17.
Ушу, цигун: занятия, семинары, курсы аттестации, госсертификаты.
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин:Пароль:
Вход | Регистрация

Центр развития "Планета-Бу" СЗАО г. Москвы.
Занятия для детей и взрослых.
Детские лагеря в каникулы.
Мини-сад 3-6 лет - ГКП.
Городской детский лагерь.
Курсы повышения квалификации.




Городской детский дневной лагерь СЗАО Каникулы: 6-15 лет. Смена с 02-06.10.2017 г.

Школа вожатых, аниматоров, волонтеров. Тренерские курсы. Обучение. Сертификат. Работа.

Курсы повышения квалификации инструкторов (более 300 специальностей). Диплом, Свидетельство, Сертификат с правом работы.

Реклама. Промо акции. Заказы. Вакансии. Работа.

Адрес: Москва, м. Полежаевская,
пр. М. Жукова, дом 52/2-1 (10.00 - 22.00).
Т. +7(495)504-95-72




Лагерь дневного пребывания в каникулы!
Школьные триместровые каникулы в СЗАО
Городской дневной лагерь (6-15 лет). Смена с 02 по 06.10.2017 г.






















Наша партнерская программа



Разработка Интернет-сайтов
http://www.9st.ru

Спортивно-оздоровительные лагеря

Спортивно-оздоровительные программы лагеря в сочетании с обучающими и общеобразовательными программами делают отдых детей интересным, и главное, полезным.
Читать далее>>






Помощь родителям, отправляющим детей в лагерь

Для того, чтобы ваш ребенок был, безусловно, доволен отдыхом, и вы не волновались за него, ознакомьтесь, пожалуйста, с нашими рекомендациями.
Читать далее>>





Rambler's Top100
usluzhite.ru



лагерь Планета Будущего Детский лагерь в Пушкино летний отдых школьные каникулы
Дополнительные материалы

ПРОГРАММА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ

Е. И. РОГОВ

Становление психологической службы в системе образования связано с оптимизацией процесса психического развития детей в различных условиях обучения и воспитания. Однако необходимая психологическая помощь традиционно оказывается лишь в связи с учебным (или воспитательным — в детском саду) процессом и в интервале учебного года; опыт работы школьного психолога в период школьных каникул пока еще очень мал. Сложилась парадоксальная ситуация, что именно в то время, когда имеются максимальные возможности для создания ребенку психологически благоприятных условий для отдыха, возможности для оказания полноценной пси­хологической помощи — он оказывается лишен их. Особенно отчетливо это проявляется в системе организованного детского отдыха и прежде всего в работе пионерских лагерей, которые оказались полностью лишены внимания психологов.
Все это настоятельно требует целенаправленной психолого-педагогической подготовки будущего персонала пионерского лагеря и обязательно включения в его структуру психологической службы, при разработке программы которой необходимо использовать опыт, накопленный школьными психологами. Успех их деятельности обусловлен реализацией в работе с детьми резервов каждого возраста; развитием индивидуальных особенностей школьников, а также созданием благоприятного для ребенка психологического климата [2]. Применение данных принципов в условиях пионерского лагеря будет иметь своеобразное преломление. Поэтому, кроме индивидуально-психологических особенностей школьников, в работе психологической службы должны найти отражение и социально-психологические моменты. В отличие от школьной жизни, приезжая в пионерский лагерь, ребенок входит в новую для себя социальную общность (пионерский отряд) и эффективность его развития бу­дет во многом зависеть от того, насколько данная общность заинтересована принимать проявления его индивидуальности и насколько успешно он интегрируется в ней. В связи с этим при разработке программы деятельности психолога в пионерском лагере необходимо также учитывать положе­ние о закономерности прохождения этапов утверждения индивидом себя как личности в новой социальной среде [4]. Кроме того здесь должны быть учтены колебания субъективных оценок эмоционально-психологического климата, экспериментально выявленные в условиях пионерского лагеря [3].

 


лагеря подмосковья



Дружественные сайты: детский лагерь в подмосковье,
Copyright © 2003-2017. Все права защищены. Использование материалов сайта для публикации без разрешения правообладателя запрещается.